четверг, 27 октября 2011 г.

Учить и учиться как образ жизни


В моей жизни есть две любви, оргомные и всепоглощающиеэто, конечно, моя семья - мой любимый муж и моя работа. Эта любовь и эта страсть делает работу удивительной, она открывает новый смысл и новые возможности.
Все, кто со мной учатся, знаютэто нелегко! Но они и знают, что это хоть и нелегко, но весело и результативно.

Что же я имею в виду, говоря «результативно»? Для меня языкэто как машина. Это может быть и Жигули, а может и Лексус или Бентли. Какой бы машина ни была, главноена ней ездить! Красивая БМВ в гараже, а вы в наземном или подземном транспортеэто немного странно выглядит, согласитесь. Когда вы решаете, что наступила пора водить машину, вы идете в автошколу и получаете основные навыки и теоретические знания,  дальшедальше вы на свой страх и риск выезжаете на дорогу и читаете знаки, сигналите и ругаетесь на других водителейНемного позже вы с удовольствием рассекаете гладкое и не совсем гладкое дорожное полотно родных краев. Что же главное? Главное -  вы садитесь и включаете зажигание, нажимаете педаль и вот вы в пути!
То же происходит и с иностранным языкомв какой-то момент, после получения самого основного запаса знаний, нужно просто включить зажигание и поехать. Поехать означает заговорить. Чем раньше вы сниметесь с ручника, тем скорее избавитесь от неуверенности на дороге



На моих занятиях я руководствуюсь именно этим принципом -  можно долго полировать машину, можно насобирать денег на новую, но не ездить означает просто впустую тратить усилия и деньги. На занятиях мы много говорим, используя для этого все подручные средства. Об этом я напишу чуть позже.
Вернемся снова к нашему авто: вы решились и купили машину  - не самую крутую и дорогую, но весьма и весьма практичную. Спустя какое-то время вам хочется ее обновитьзаняться своеобразным тюнингом. Кому-то новые подушечки в салон хочется, кому-то новую стерео систему. В этом случае вы обращаетесь либо в магазин, либо в автомастерскую и так далее. И вы говорите: «Хочу это, это и это». Друзья, автомастерскаяэто ваш преподаватель. Хотите тюнингаскажите, что вы хотите изменить. Не говоря о своих желаниях, рискуете
остаться с авто не того цвета, ненужными наворотами и разочарованием!


На занятиях мы проводим обсуждения, где все вместе решаем, что и кому нужно от следующего занятия: какую лексику взять, с какой грамматикой работать, улучшить ли произношение. При этом я учитываю возможности курса, план и временные рамки наших занятий. Могу сказать, что это однозначно приносит очень хорошие результаты. Например, на своем авто вы вдруг отправились в путешествие и  у вас поломалось колесо, но не беда -  вы знаете, что нужно просто поехать в автомастерскую и сказать «Почините мне колесо!». Теперь нигде и никогда вы не почувствуете себя беспомощнымвсегда будете знать, что хорошо поставленная вами задача будет встречена очень позитивно любым мастером. Что это дает вам? Мобильность и независимость. В той же мастерской, если вы подойдете к мастеру с улыбкой и не будете глядеть букой, то мастер с радостью расскажет, что нужно делать, чтобы избежать проколов. Это дает вам еще большее преимущество!

Автосервис, в котором работаю я, называется КПКоммуникативный Подход. Об этом подходе говорят очень много и усиленно рекламируют его в каждой школе, иногда не совсем осознавая, что кроется за этим тяжеловесным словосочетанием. Однако из самого названия следует, что в центре всего стоит коммуникация, общение. Все занятия и задания подстраиваются под цель общения друг с другом. Для этого используется огромное количество игркак ролевых, так и творческих. Пропагандировать использование лишь такого подхода не совсем верно, желательно находить баланс между общением, изучением лексики, введением грамматических конструкций в речь и улучшением навыков понимания на слух.

Также в своих занятиях я ориентирована на реальностьв нашей аудитории мы забываем про учебники (textbooks free zone) и типовые задания. Мы говорим о том, что нас волнует, играем в те игры, которые максимально способствуют развитию навыков общения на английском языке. Мы смотрим видео с youtube, которые отличаются своей свежестью. Мы смотрим их  не на адаптированном уровне: это помогает привыкнуть к  различным темпам и манерам речи. Задания на понимание подбираются соответственно уровню.
Коммуникативый подход исключает использование родного языка на занятияхэто становится для некоторых людей большой проблемой.  Но тут я обращусь снова к нашему авто: хотите ли вы ездить или вам больше нравится смотреть на машину в гараже?
Для понимания используются разные наборы картинок, шарады, приведение примеров в контексте. С большим удовольствием говорю о том, что данная методика прекрасно подходит даже начальному уровню Elementary.

Также многим трудно изучать слова без прилагаемого перевода на родной язык. «Как же так?! – вопрошают они. – Ведь мы не понимаем точное значение слова!». К большому сожалению должна расстроить любителей попереводитьо точных значениях слов и передачи их на родной язык  лингвистами пишутся диссертации и научные работы. Куда уж нам, простым смертным? Лучше всего изучать слова в контексте, можно использовать яркие образы, но не подбирать переводной вариант. Снова говоря о нашей английской машине, приведу примермашина ездит на новом бензине, он дорогой и на него нужно зарабатыватьно машина просто поет и летает. Тут вы решили пожадничать и не платить так много за бензин и залить туда постарее, какой-нибудь А-70 (русский язык), машина ваша начинает чихать и кашлять, квакать и подпрыгиватьПожалейте ее, заливайте только новый качественный бензин!

Огромное значение на своих занятиях я придаю не столько цели обучить новым навыкам и дать новый материал. Занятия я стараюсь строить так, чтобы вы, друзья, чувствовали себя уверенно и в итогенезависимо. Я считаю, что наиболее важной задачей стоит научить учиться и быть независимыми в своем обучении. Ведь мастерские есть не везде, а колесо можно пропороть и на пустынных дорогах бескрайних прерий. Учитывая эту цель, я ориентирована на то, чтобы люди верили в свои силы, могли помочь друг другу, исправить ошибки и объяснить какие-то каверзные моменты самостоятельно. Для этого мы на занятиях также меняемся  местами с преподавателем и стараемся изо всех сил быть независимыми!




И немного лирики о том, как я готовлюсь к занятиям. Для меня любое занятиеэто глубокий творческий процесс. Для создания хорошего, увлекательного и эффективного занятия мне требуется энергия, которая приходит как от моих учеников, так и во время разных занятийрукоделия, прослушивания любимой музыки, прогулки, мытья полов, глажки и приготовления обеда и ужина. Когда ко мне приходит основная идея занятия, дальше требуется созидательная энергиянайти материал, подготовить игры, подготовить план проведения игр и так далее. Когда-то я думала, что при наличии мощной базы ресурсов, я смогу меньше времени тратить на подготовку. Но нет, без творческого импульса, без этой самой творческой искры занятия теряют сразу что-то очень важное, а именно обмен энергиями. Ведь сколько я вкладываю в занятие, столько же, если не больше я получаю взамен. И именно этот факт  наличия такой тонкой энергетической природы моего подхода к преподаванию не дает мне никогда планировать урок по заказу, ко мне всегда должна прийти эта маленькая, но очень важная идея. И эти идеи составляют мою жизнь и открывают для меня много нового.
Я благодарю моих студентов за ту энергию, которую они дают мне. Я никогда не ставлю себя на позицию «всегда прав», я подчеркиваю тот факт, что все мы на занятиипартнеры, мы вместе делаем делоучимся водить и тюнинговать свое авто.





Приятной поездки!



П.С. В данной статье я не претендую на то, что мой подход  является единственно верным. Быть может, в нем мало рационального и правильного, но в нем есть то, что делает меня счастливой, надеюсь, и моих учеников тоже

Комментариев нет:

Отправить комментарий