четверг, 21 июня 2012 г.

Сила повторения


Сегодня я начинаю писать и для преподавателей. Это моя  первая осознанная статья для тех, кто обучает иностранным языкам.
В ходе работы у меня всегда возникают вопросы, всегда возникают сомнения на счет того, насколько правильно были поставлены и выполнены цели, эффективно даны новые слова, хорошо ли было проведено закрепление материала. Я думаю, что, сколько бы я ни училась и ни читала материалов о преподавании, у меня всегда будут вопросы.
Говорят, что Вселенная так или иначе дает ответы на любые вопросы, так что неожиданно для самой себя я оказалась на просторах интернета – блогах о преподавании, аккаунтах преподавателей со всего мира в Твиттере, страницах о преподавании на Facebook. Благодаря этим ресурсам я смогла следить за новинками в технике преподавания, участвовать в обсуждениях наболевших вопросов, получать анонсы о мероприятиях и событиях в сфере преподавания английского языка.
Таким образом, шаг за шагом я пополняю свою копилочку знаний, получаю практические советы, нахожу интересные идеи, и я очень надеюсь, что эта работа не пропадает даром, и благодаря полученным знаниям я становлюсь лучше и компетентнее.
Я очень люблю читать статьи, написанные преподавателями о своих уроках или экзаменах. Когда пишешь о своем опыте, получаешь возможность проанализировать  проведенный урок с особой тщательностью, выделить сильные и слабые стороны.  Такое документирование и анализ своих уроков и опыта носит в практике преподавания название Reflective Teaching.  В моем блоге  я стала изначально писать для своих студентов, основываясь на впечатлениях от проведенных уроков. Я видела, где возникают проблемы, и старалась писать об этом. Сейчас я чувствую необходимость делиться тем, что я знаю, с братьями по оружию, моим коллегами.  Возможно, многое вам будет знакомо, но я надеюсь, что начинающим преподавателям очень поможет предоставленный материал.
Сегодня я хочу коснуться вопроса,  который важен для меня – о повторении.  Я думаю, что я буду возвращаться к этой теме снова и снова, так как я все время нахожу новую информацию на этот счет.

Когда повторять?
Я думаю не секрет, что урок должен всегда начинаться с разминки или с разогрева (Warm Up).  Когда я начинала преподавать, мне советовали проводить разогрев в течение 5-10 минут.  Такие временные рамки очень ограничивали в выборе подходящей деятельности – я задавалась вопросом: «Поиграть в слова или повторить прошедшую тему или проверить домашнее задание?» Со временем я поняла, что при всем уважении к правилам построения урока именно преподаватель решает, как долго выполнять тот или иной этап. Я узнала, что оптимальным решением, одобренным среди других преподавателей, является уделять разминке не менее 1/3 урока. Тут возникает вопрос о том, что понимать под словом разминка. В своей практике и при планировании урока я решила не использовать это слово, так как оно по своей сути подразумевает, что все должно происходить быстро.  Для меня это просто начальная стадия урока без всяких жестких рамок. Поэтому я всегда стараюсь уделить не менее 1/3 времени урока погружению учащихся в свои знания. Эта фаза не должна быть быстрой. Хорошо, если есть возможность поиграть, тогда можно начать очень бодро, но нужно учитывать, что любому человеку нужно время, чтобы включиться в процесс и вспомнить усвоенный материал. Из моего личного опыта могу сказать, что как бы хорошо я ни давала тему, как бы усердно ни учили бы студенты слова и фразы, материал уходит в какие-то неведомые глубины и приходится все время к нему возвращаться. Это и есть для меня стадия разогрева и повторения. В самом начале я сама пыталась сделать все правильно, засекала время, готовила интересные игры, но со временем поняла, что нужно снизить обороты и готовить материал для повторения очень тщательно.  Я до сих пор не могу привыкнуть, что студенты не могут спонтанно вспомнить нужную структуру, несмотря на то, что мы ее хорошо выучили, тренировали в играх  и реальной речи. На самом деле нужно совсем немного, нужно каждый урок возвращаться к тому, что было пройдено не только на прошлом уроке (это как раз хорошо помнится), а к тому, что было  в начале курса.

Что повторять?
Как я уже писала выше, я считаю нужным повторять лексику, двигаясь от простого к сложному: на одном занятии использовать игру со словами или другой вариант, а на следующем уже играть с ситуациями и включением лексики в контекст.  Грамматические конструкции нужно повторять постоянно, включая их в речь. При этом использовать лексику из любой темы. Важно показать студентам, что грамматическая конструкция не привязана к лексике, так как у многих складывается обманчивое впечатление в силу того, что так построены учебники: 1 раздел – 1 лексическая тема – 1 грамматическая тема.  Я считаю, что мои студенты делают большие успехи  во многом благодаря этой вечной системе повторения.

Как повторять?
Существует много способов повторения. Каждый преподаватель собирает свои приемы и методы. Я буду постепенно делиться с вами всеми. Сегодня речь пойдет об одном из самых любимых.

No to Copier (Скажи Ксероксу Нет!) 
(by Luke Meddings)
Часто так случается, что нет возможности найти хорошее задание в пособиях и дополнительных материалах, и это для меня в свое время было трагедией. А бывает, что задание есть, а ксерокса нет, или времени на копирование нет. Что же делать?
Это задание показывал  в своем выступлении на конференции мой кумир в преподавании, основатель подхода Dogme Люк Меддингс.  Оно прекрасно подходит для тренировки лексики и грамматики.
Нужно взять текст, несколько предложений и маркером выделить  те слова, которые отражают изученную лексику или грамматику, например:

«The court said that Apple had broken the country's consumer laws by implying that the newest version of the iPad could connect with the networks, when it could not.»

Это отрывок из новостной статьи с сайта BBC. Я бы дала это предложение на уровне Intermediate+ или Upper Intermediate.  Преподаватель диктует это предложение, опуская слова, выделенные маркером. Вместо этих слов он говорит слово Blank.  Задача студентов заполнить пропуски самостоятельно. Вариантов может быть много. Плюс такого разогрева в том, что текстов под рукой всегда множество и можно выбрать любой на любой уровень и по любой тематике. К тому же, в таком задании тренируется не только лексика, но и грамматика одновременно. И самое главное – такое задание помогает студентам осознать, что они могут использовать разнообразие слов для выражения своих мыслей, это помогает стать увереннее. Однозначно, это хит в моем списке упражнений для повторения.  Дальше можно подключать фантазию и обыграть это предложение в любых вариациях:
  • Телефонный разговор.
  • Ситуация в суде.
  • Письмо – жалоба.
  • Предположения о том, что могло послужить причиной этой ситуации.
  • Предположения о том, как все закончится.
  • Если бы мы были на месте того или иного участника ситуации, что бы мы сделали?

И еще много много всего!
Это задание прекрасно подходит под любой уровень.

Я желаю вам много фантазировать и придумывать все новые и новые интересности для своих учеников.

Комментариев нет:

Отправить комментарий