воскресенье, 24 июня 2012 г.

Высокие требования (Demand-High Teaching)


Знаете, сегодня хочу поделиться с вами личным переживанием,  одним событием, которое сначала выбило меня из колеи, но затем я поняла, насколько это здорово, потому что это событие заставило меня остановиться и задуматься над тем, все ли я правильно делаю и правильным ли путем иду.
Речь пойдет о критике. Должна признаться, что это мое слабое место, и я прилагаю очень много усилий, чтобы правильно воспринимать критику и использовать ее во благо. Наверное, это первый раз, когда это и, правда, получилось, и я чувствую огромную благодарность к  автору критического замечания.

Так уж сложилось, что я привыкла хвалить людей на своих уроках и верить в них до конца, веря, что они могут говорить, что они могут делать то, что я даю им в качестве заданий. На каждом уровне выделяются определенные моменты в грамматике или в лексике, которые вызывают сложности и обычно ошибки такого рода тянутся хвостом на протяжении всего курса и далее. Например, окончание S для третьего лица в Present Simple. Тему проходим и все понятно и ясно, но в речи постоянно проскальзывает эта ошибка. Когда человек  в своей речи не допускает этой ошибки для меня это большая  радость, и я не могу сдержаться, обязательно хвалю.  Может быть, это мелочь и не высшая математика с дифференциальными уравнениями  и хвалить в этом случае перебор? Возможно, хвалить нужно за более сложные вещи? И, наконец, а может, я слишком много хвалю своих студентов, и это существенно снижает мотивацию? Вот какими вопросами я задалась после того, как один из моих учеников сказал, что моя похвала и радость кажется неестественной, так как адресуется по самому ничтожному поводу. Это было очень неожиданно и больно, просто как ушат холодной воды! Я всегда считала, что одним из важных условием для прогресса студентов являются хорошие отношения с преподавателем. Я считала, что взрослые люди нуждаются в подобной мотивации, так как все они будучи успешными в своей области, чувствуют себя неуверенно на новом поприще и каждая ошибка воспринимается тяжело. В этом я не сомневалась ни секунды и всегда прикладывала много усилий, чтобы человек на моих занятиях чувствовал себя максимально комфортно и уверенно. И вдруг в одну секунду все переворачивается с ног на голову, и я впервые задаю себе вопрос: «А что если вся моя теория ни на что не годится, что если я слишком мало требую и очень много хвалю?»

Так прошло пару дней, я, вдоволь позанимавшись самобичеванием, театральным протягиванием рук к небу и криками «Я ничтожный глупый преподаватель!», решила, что стоит забыть об этом и продолжать действовать в том же направлении.
Сегодня утром я встала и решила проверить, что новенького на профессиональном фронте и сразу на глаза мне попалась заметка о DHT (Demand-High Teaching).  Я даже рот открыла от удивления, так как само название уже являлось ответом на мой вопрос, который я задавала себе на протяжении двух или трех дней. Ну как тут не подумать о мудрой и доброй Вселенной, которая всегда дает ответы на все вопросы?
Статья в блоге одного из преподавателей являлась кратким конспектом еженедельного международного ELT чата.

Вопрос, который я задала себе, звучал так: «Не слишком ли я мало требую от моих студентов и не слишком ли много их хвалю, тем самым снижая мотивацию?»

И вот ответы, которые я нашла в этой статье.

Demand-High Teaching – это больше чем подход, это скорее установка требовать больше от своих студентов и всегда держать их в тонусе.  В статье говорится, что эта установка является необходимой частью навыков в преподавании, но о которой мало кто знает и этому никто не учит. Это психология.

Основные положения DHT:
  • Высокие требования заставляют студентов показывать лучшие результаты.
  • Важно воодушевлять людей. Необходимо отмечать хорошо выполненное задание. Хвалить без причины недопустимо.
  • Высокие требования в преподавании не относятся только к высоким уровням владения языком. Суть в том, что для каждого уровня необходимо формулировать свои правильные цели.
  • Важно помнить, что, если вы преподаете в группе, то речь здесь идет не о высоких требованиях к группе, а к каждому студенту в отдельности.
  • Нельзя путать хорошие приятные уроки, которые дают позитивный заряд с уроками, целью которых является развлечь студентов.
  • В целом нужно задавать высокие требования,  считая всех без исключения студентов готовыми и способными на это.
  • Наиболее важно научить студентов замечать  хорошие результаты и прогресс самостоятельно. Фактически необходимо их учить хвалить себя за хорошую работу. Такая похвала самая ценная. 
  • DHT ориентировано на студентов и учитывает их потребности.


Что мешает использовать DHT в практике?
  • Мы, преподаватели, часто перехваливаем в тех случаях, когда это не столь необходимо.
  • Не совсем понятно, какие требования на каком уровне уместны.
  • Мы часто неверно оцениваем процесс получения знаний: не всегда ситуация, когда студенты наслаждаются уроком, означает, что они получают знания.
  • В школах и на курсах существует план, сколько разделов нужно пройти за определенный период.
  • Стандартный запланированный экзамен по окончании курса, который не отражает истинного положения вещей.
  • Боязнь преподавателя расстроить студентов своими критическими замечаниями.


Как можно использовать DHT в практике?
  • Давать свободу студентам в планировании, озвучивании своих потребностей.
  • Подбирать задания, которые бы скорее вызывали трудности, чем были механическими и бездумными. В противном случае нет момента получения знаний.
  • Правильно исправление ошибок. Необходимо всеми возможными способами дать студенту понять самому свою ошибку и не спешить давать верный ответ сразу же. Об этом я писала тут.
  • Преподавателям необходимо быть более гибкими в постановке задач и целей и не следовать слепо плану учебника.
  • Всегда задавать себе вопрос: «Для чего мы выполняем то или иное задание?»
  • Не разжевывать материал. Давать возможность студентам самим пробовать вои силы.
  • Вдохновлять учащихся быть не просто на хорошем уровне, а быть лучшими.
  • Задавать вопросы, которые заставляют задуматься.
  • Обсуждать результаты уроков и курса с учащимися, узнавать их мнение.
  • Заставлять студентов объяснять правила, значения слов, чтобы не сформировался штамп «преподаватель-ученик».



  • Выводы: 
  1. Необходимо требовать и ожидать от студентов большего. 
  2. Нужно верить в способности студентов и хвалить за дело. 
  3. Работая в этом ключе, вы как преподаватель будете чувствовать неуверенность, потому что такое преподавание предполагает взаимодействие со студентами на качественно другом уровне. Иногда планы уроков не будут работать, иногда нужно будет очень быстро ориентироваться в обстановке и импровизировать.

После этой статьи я весь день пыталась проанализировать свои уроки. Я пыталась найти ответ на свой вопрос и понять, правильно ли я делаю свою работу или стоит что-то изменить.
Эта статья дала мне возможность понять, что мне многому стоит учиться, но курс я выбрала правильный.
Хвалить стоит и это необходимо. Главное хвалить  не просто так.
Я  была удивлена, когда и другая моя ученица сказала, что так много похвалы на первом уроке было для нее удивительно, так всю жизнь в школе, в институте похвалы было не дождаться. Сейчас я надеюсь, мои ученики привыкли к моей особенности радоваться за них. Я признаюсь, я просто не могу удержаться. Но теперь я буду аккуратней и буду требовать от вас, дорогие мои, больше!



Комментариев нет:

Отправить комментарий