понедельник, 13 августа 2012 г.

От сердца к сердцу


Вчера я снова думала о том, как стать еще лучшим преподавателем, как развить в себе необходимые навыки, овладеть важным теоретическим материалом, как стать идеальным учителем. На слове «идеальным» в моей голове загорелась красная лампочка, просто-таки код опасности для моего бедного сознания, так как я могу истязать себя днями за свое несовершенство и несоответствие далекому недостижимому идеалу в моей голове. Это для меня своего рода капкан и только недавно я осознала весь ужас такого хода мыслей. В стремлении стать совершенством я теряю драгоценные минуты, часы и дни настоящей жизни, с ее маленькими радостями и победами, огорчениями и живым общением с моим коллегами и учениками. Наверное, так устроены люди, или только я, что всегда мало того, что есть и кажется, что до идеала далеко.  Но я рада, что есть положительная динамика и мне все меньше хочется быть идеальной и все меньше хочется сравнивать себя с другими или с тем образом, который я сама создала у себя в голове. Это высвобождает огромное количество энергии, которую я могу направить на творчество, на самообразование, на медитацию или пение, в конце концов.  Как-то неожиданно пришло осознание, что я на своем месте, на правильном уровне развития себя как личности, и как специалиста своего дела.  К этому я пришла не сразу, это был долгий путь, но мне захотелось написать об этом после прочтения серии статей о мотивации, а также статьи про исправление ошибок преподавателя и тренера по подготовке к CELTA (международный сертификат по преподаванию английского языка, как иностранного).  Во всех статьях особое внимание уделялось отношениям между преподавателем и студентами. Эти отношения определяют все и они всегда двухсторонние. Мотивация студентов напрямую зависит от мотивации преподавателя. Если учитель приходит с горящими глазами, то это обязательно находит отклик и в сердцах студентов. Это волшебство и это абсолютная правда. Тренер по подготовке к сдаче CELTA пишет о том, что большинство преподавателей уделяют большую часть подготовки к уроку планированию и на уроке стараются неукоснительно следовать плану. Она учит своих подопечных в первую очередь изучать самих учащихся, узнать, что им интересно, чем они живут. Насколько успешно преподаватель выстроит отношения со своими учениками, настолько хорошо будет проходить обучение. Я думаю, это самая трудная часть нашей работы. Я не говорю здесь о дружбе, я говорю об умении зажечь сердца своих учеников и заставить их поверить в собственные силы. 

Повышение квалификации, самообучение, владение новыми техниками и методиками – все это очень важно и дает прекрасные результаты, но все-таки я прихожу к выводу, что самое главное – другое. Самое главное передать любовь к языку от своего сердца к сердцу своих учащихся. Самое главное – войти в их сердца и остаться там человеком, который поверил в них, полюбил их и оценил их.  Это непросто. Я встречала разных преподавателей и всегда сравнивала себя с ними,  но сейчас я понимаю, что тот  из нас действительно учитель, кто касается не ума, а сердца и говорит с душой. 



Я вспоминаю своих учителей по английскому языку. Моя первая учительница зажгла мое сердце. Мы занимались по скучному учебнику, делали невероятное количество упражнений дома, но я не помню этого. Я помню, что тогда пробудилось ЖЕЛАНИЕ учить этот язык и никогда не останавливаться.  В 10 классе меня взяла под свое крыло завуч, преподаватель английского в старших классах, и стала готовить к олимпиадам на уровне страны. И я очень благодарна ей за веру в меня. Я помню, что весь преподавательский состав в моей школе поздравлял меня с победой. Я сейчас сама удивляюсь, как я, девчонка 16 лет, так усердно и с упоением учила английский язык. Меня никто не заставлял, мне не нужно было мотивировать себя сдачей выпускных экзаменов. Я с радостью просыпалась и учила наизусть стихи, я выписывала цитаты и выдержки из книг, я рисовала карты, сама писала стихи на английском и даже написала рассказ (о любви, конечно). Желание делать все это брало свое начало  в далеком 1996 году, когда я начала заниматься английским с моей первой учительницей, которую я звала тетя Оля.  Тогда не было ни твиттера, ни фейсбука, ни возможности следить за преподавательскими новинками. И она была и остается лучшим учителем английского языка в моей жизни.

Я задалась вопросом, не происходит ли в нашей практике подмены? Сейчас на слуху у каждого коммуникативная методика, экспресс курсы, уникальные подходы. Я думаю, что это во многом продукт нашего времени и культуры потребления.  Мы стали покупателями, а не созидателями и на спрос есть предложение. Интернет пестрит объявлениями курсов языков, а школ иностранных языков с каждым годом все больше.  Мы в какой-то мере сняли ответственность за свое обучение и передали ее директорам школ, преподавателям, мотивируя это тем, что оплата за эти услуги покрывает с лихвой все издержки.  Мы больше ни ищем Учителя, не ищем отклика в своем сердце, мы ставим, на мой взгляд, неверные цели. Хотим, чтобы нас научили, а не чтобы мы сами что-то выучили, хотим, чтобы вложенные средства, читай деньги, оправдали надежды и (внимание!) раскрыли новые перспективы перед нами, как то новая работа, переезд в другую страну, учеба.

Все взаимосвязано, и наше потребительское отношение порождает новое поколение преподавателей, у которых закрыты сердца.  Чтобы открыть свое сердце, нужно не бояться быть слабым, не бояться плакать и быть разбитым, не бояться быть уязвимым и всегда учить с любовью, даже если эта любовь безответна. Это большая работа над собой и это  - энергетика. Если преподаватель не наполнен сам, не чувствует огонь в груди и полет фантазии, то передать ему своим ученикам нечего. Нет волшебства.

Главной своей задачей я считаю разбудить желание учить язык, любить его, наслаждаться им, играть с ним, а остальное придет само собой. Придет и повышение, и новые возможности. Но начинать нужно с любви к языку и к себе.  И именно после осознания всего этого я почувствовала, что мне не надо быть идеальной, не надо превосходить всех и вся, мне просто нужно быть собой, женщиной, другом, учительницей, которая может коснуться души и сердца и зажечь  своих учеников радостью и желанием учиться.


И жизнь дает мне подарки, знаки, которые говорят, что я иду верным путем.  
Моя ученица Вера, светлый человек, когда мы впервые встретилась, рассказала мне о своей нелюбви к языку и сказала, что хочет получить знания, но полюбить этот язык она вряд ли сможет. Сейчас она пишет иногда мне сообщения, которые трогают до слез. Пишет, что после занятий светится, как лампочка. С удовольствием занимается дома.  И пишет свои первые сообщения в наш студенческий блог.


Моя другая ученица тоже приготовила мне сюрприз, от которого я невольно расплакалась от радости. Юлечка, моя студентка, готовится сдавать международный экзамен IELTS, начала с радостью писать в наш общий студенческий блог, а потом сама создала свой блог, где пишет о своем опыте изучения языка. Человек горит этим, у нее есть читатели. Я до сих пор не могу в это поверить. Спасибо ей за это.

Мои девочки, София и Надя, две зажигалочки. Они создали еще в прошлом году группу Вконтакте, где все время обмениваются ссылками, информацией, переводят песни.  Они своим примером зажигают других.

Все мои студенты, кто пришел на встречу выпускников. Несмотря на занятость, несмотря на дождь, они нашли время – Леонид, Денис, Ниночка, Ольга, Надя, София. Им не все равно, им хочется увидеться.  И мне так радостно от этого.

Я верю в то, что в наших сердцах бесконечная любовь и радость. Счастье заложено в нас с рождения. И наша задача передавать его. От сердца к сердцу.

Спасибо.




Комментариев нет:

Отправить комментарий