среда, 26 июня 2013 г.

Учет и анализ.

http://learnenglish.britishcouncil.org/en/listen-and-watch
Сегодня на прилавках книжных магазинов вы найдете огромное количество учебников по английскому языку. И все они - хорошие. Где-то хорошо дается грамматика, где-то прекрасные задания на чтение и письмо, где-то хорошая подборка аудио. Я лично считаю, что следовать одному учебнику очень сложно, но и распыляться на большое количество тоже не стоит. Помимо учебников на рынке появились приложения для изучения языка, вебсайты и подкасты. Их тоже нельзя сбрасывать со счетов. Не использовать эти ресурсы значит сознательно обеднять процесс обучения. Это наша реальность и отказываться от нее не стоит, так как эти ресурсы - это движение вперед, движение к новому подходу в изучении языка. Как мы будем изучать языки пусть даже через 10 лет, я предугадать не в силах. Оглянитесь назад: 10 лет назад мы и знать не знали о планшетах, приложениях, подкастах, вебинарах, социальных сетях. Сейчас у многих эти слова на слуху. Более того, сейчас эти реалии активно занимают свои позиции в процессе обучения. То есть, я думаю, понятно, что преподаватель сталкивается с проблемой выбора при формировании курса. 

Задачи преподавателя:
1. Учитывать уровень учащихся.
2. Учитывать потребности учащихся.
3. Учитывать пробелы в знаниях учащихся.
4. Учитывать разнообразие учебников.
5. Выбрать хорошие приложения для смартфонов и планшетов, которые будут в помощь учащимся.
6. Выбрать хорошие подкасты, которые будут развивать понимание на слух.
7. Организовать виртуальное пространство для изучения языка, обратной связи, общения.
8. Оценивать прогресс учащихся.
9. Вести учет занятий: сколько отменяли, сколько посетили.

Здесь я не говорю о преподавателях языка в школах, где обязанностей и требований еще больше: заполнение журналов, отчетность, педсоветы. Я говорю о том, с чем сталкиваюсь сама, преподавая лично или на курсах языков. 

Как видите, формирование курса и ведение занятий по курсу - дело совсем не легкое. Я пришла в своей практике к золотой, на мой взгляд, конечно, серединке. Я не использую только один учебник, я стараюсь их комбинировать в зависимости от цели. И я не пускаю все на самотек, когда уроки теряют стержень и общее направление. То есть, не имея основного ведущего учебника, я справляюсь с задачей построить адекватный, интересный, отвечающий требованиям учащихся курс. Я не могу сказать, что это просто. 

На каждом уровне я:
  • должна знать основной набор грамматических структур,
  • должна развивать навыки общения в различных ситуациях,
  • должна учитывать пожелания учащихся в выборе лексических тем,
  • должна иметь набор техник развития плавности речи,
  • должна корректировать курс по ходу занятий.


Я считаю одним из краеугольных камней учет. То, как преподаватель ведет учет занятий, насколько он четко отмечает пройденное, ведет учет новой лексики, в том числе и той, что "всплыла" во время занятия, очень сильно влияет на эффективность занятий. При хорошем детальном учете обеспечивается грамотное повторение и многократное использование пройденных конструкций, слов и устойчивых выражений. Если преподаватель ведет занятие, используя один учебник, то нет такой большой потребности вести детальный учет, так как план учебника и пособие для преподавателя очень подробно расписывают каждый раздел. В случае комбинированного курса и использования большого количества различных материалов учет вести нужно обязательно. 


Я для себя вывела определенную систему учета. 

1. Расписание занятий отмечаю в ежедневнике.
Сейчас весь мир использует смартфоны, планшеты для планирования дня. Я старомодна и с техникой не дружу, поэтому я планирую свой день всегда в бумажном ежедневнике. Маркерами я выделяю тех, кто придет на урок. В свой блокнот я записываю каждый день какие-то интересности, которые мне встречаются. Записываю для себя слова. 



2. Планирую урок.
Как я ни пыталась, я не могу планировать урок, делая записи в компьютере. Нет, мне нужна свобода. Я человек очень творческий. Чаще всего для планирования урока я беру лист А4 и делю его пополам. На одной половине я пишу идеи для урока, а на другой - план урока. Идеи я пишу в беспорядке, так как они приходят в голову. Этот лист может лежать на столе какое-то время. Я могу отвлечься - сделать уборку дома, погулять, написать статью в блог. Но в этот лист я заношу все идеи для урока, которые рождаются в моей голове. Когда идей становится достаточно, я отбираю наилучшие и организую их в стройный план. Честно говоря, уроки идут по плану редко, всегда какие-то отклонения есть, но работать без планирования я не умею. Мне нужно направление. В этом направлении могут быть изменения и корректировки, но суть остается.

3. Делаю записи по ходу урока: слова, грамматика, заметки.
Во время урока все на том же листке А4 с другой стороны я делаю заметки - слова, выражения, грамматические конструкции. Причем я заношу как новое, так и то, что мы повторяли. Довольно часто я погружаюсь в урок с головой и не могу себя заставить делать заметки. Тогда я просто после урока прошу тетрадь или лист учащегося и делаю копию. Главное, чтобы осталась информация, а уж в каком виде - это не столь важно.

4. Кратко заношу информацию в ежедневник после занятия.
Как только занятие заканчивается, я стараюсь сразу занести кратко информацию о том, чем мы занимались на уроке в свой ежедневник, обязательно помечаю, что было задано на дом. Делаю я это очень кратко, так чтобы я сама могла восстановить по этим заметкам ход урока. Почему мне нравится использовать ежедневник? Считаю, что очень удобно следить за уроками в коротких промежутках времени, например одной недели. На каждом занятии легко и непринужденно я открываю свой блокнот и смотрю информацию о предыдущем занятии, в том числе и домашнее задание. Если говорить о более длительном периоде времени, то становится просто очень неудобно листать много страниц ежедневника. 

5. Заношу информацию об уроке в программу для учета. 
Когда у меня есть свободное время на неделе, я заношу информацию по урокам из ежедневника в программу учета, которую мне установил мой муж - специалист по работе с программами по учету данных, успешный руководитель проектов внедрения программных продуктов. Тут мне, конечно, очень очень повезло. Но если нет возможности использовать специальную программу, то в помощь нам Excel или Google Spreadshits. Когда я только начинала преподавать, я использовала программу Microsoft Access. Она не очень сложная. Методом "научного тыка" я в ней очень даже хорошо заводила данные по занятиям. 



6. Оценка прогресса.
Раз в месяц я в своей чудо программе делаю отчет, который выводит мне таблицу со следующими данными:

  • дата занятия,
  • комментарий к уроку,
  • грамматика,
  • лексические темы и разговорная практика,
  • домашнее задание.
Так за каждый месяц я получаю общую картину и, основываясь на этом, могу корректировать курс. Очень полезно делать еще и промежуточные поэтапные отчеты - каждые 2,3 месяца и по окончании курса. Когда видишь аккуратные столбики пройденных тем, осознаешь, что проделана большая работа. 



7. Разделяю ответственность. 
Я искренне считаю, что учет занятий и анализ пройденного материала, нужен не только мне, но и моим ученикам. Я также уверена, что приучить каждого следить за своим прогрессом - наша задача. Я всегда прошу моих учеников писать отчеты по урокам, в которых они пишут, что выучили, что делали, новые слова приводятся столбиком ниже. Это происходит в закрытой группе в социальной сети Вконтакте. В этой закрытой группе я стараюсь создать пространство, которое помогало бы организовать процесс обучения. Для каждого ученика создана своя тема, где я после урока размещаю видео и аудио, которые мы использовали. Размещаю иногда картинки, с которыми нужно работать. Ученики размещают там свои домашние задания, а я сразу комментирую недочеты, тем самым экономя время урока. Когда мы заканчиваем курс, мы просматриваем все свои посты со словами, домашние задания, видео, аудио. Это похвала нашей работе, это осознание, какой путь пройден и это реальный прогресс. 

Вот таким образом я веду учет занятий. Мне так удобно, мне так нравится и я вижу, что это дает хорошие результаты. 

Несмотря на то, что я творческая и увлекающаяся натура, я люблю порядок. Особенно в бумагах и данных. Мне нравится, когда на каждую группу или ученика заведена отдельная папка, в которой я сохраняю все материалы. Мне нравится, что каждый ученик имеет свое маленькое виртуальное пространство. Мне нравится, когда я четко знаю, что мы проходили и когда. И как-то у меня все происходит без фанатизма и насилия над собой. Такой учет не занимает у меня большое количество времени. Например, на то, чтобы занести в программу все уроки за неделю, у меня уходит не больше 1 часа. 
Я пробовала какое-то время не вести такой учет и почувствовала себя очень неуютно и неуверенно. Мне это очень нужно. 

Иногда нам стоит оглядываться назад, подводить итоги, чтобы видеть, что мы двигаемся вперед к намеченной цели, к мечте. 

Полная вдохновения,
Татьяна Бугаева



Комментариев нет:

Отправить комментарий