пятница, 1 ноября 2013 г.

Языковые игры: написание слов.

Сегодня я хочу поговорить с вами снова о правописании. Все знают, как сложно запомнить правильное написание слов английского языка. Существуют определенные правила, но исключений  тьма. И так почти с любыми звуками. Одному звуку может соответствовать большое количество буквенных сочетаний. Как же запомнить, когда и что пишется? Я думаю, что я не смогу дать вам приятную пилюльку, совет, который бы одним махом решил эти проблемы. Вообще, история английского языка очень интересна и насыщенна. Язык складывался под влиянием различных народов  в различные исторические периоды. Все они оставили отпечаток, память о своем присутствии на британских островах именно в языке. Язык отражает историю народа. И это удивительно. Я обязательно найду время и расскажу вам об истории английского языка, чтобы вы понимали, что бедным англичанам очень даже досталось в свое время. Так что предлагаю не расстраиваться и не опускать руки, если вы заметили, что постоянно делаете ошибки в написании слов.

В своей прошлой статье я писала о работе с дифтонгом [ai]. Там я написала о своих принципах изучения фонетики языка.  Для тех, кто изучает язык самостоятельно, я дам несколько советов:

  • Проанализируйте свои ошибки. Где чаще всего вы их допускаете? С какими звуками у вас проблемы? Работайте с ними. Не по плану учебника. А по своему конкретному плану.
  • Работайте с одним звуком. Не пытайтесь охватить и выучить за короткий промежуток времени все звуки английского языка. От этого вам станет только хуже. Даже носители языка, увидев впервые фонетическую таблицу, чуть не падают в обморок и говорят, что для них это словно чужой язык. Так что взять с нас? Давайте себя любить.
  • Далее. Проработав один звук,  дайте ему отложиться у вас в памяти, закрепите успех. Дайте время, чтобы все уложилось. Не нужно спешите, пожара нигде нет. Как закрепить материал? Везде и повсюду старайтесь отмечать употребление этого звука: если слушаете аудиокниги, если слушаете песни, читаете статьи, тексты из учебника, да даже этикетки продуктов и бытовой химии! Everything will do! Здесь всё будет очень кстати. Дайте себе хотя бы пару недель, пусть выученный звук оживет – встретив его много раз в связанном тексте в жизни, вам будет намного проще не делать ошибки.


Придерживаясь этих правил, вы значительно облегчите себе жизнь. Голова не будет забита кучей непонятных правил и ошибок станет гарантированно меньше. Но для этого нужно время и терпение.

А сейчас я перейду к части, которую очень люблю. К играм! В этой статье мне бы хотелось поговорить о языковых играх, которые помогут нам решить проблемы с написанием слов в английском языке. В эти игры я играю со своими учениками, как индивидуально, так и в группах.  Совмещая хорошую эффективную игровую форму проработки написания слов в классе и самостоятельную работу дома по принципам, описанным выше, можно с уверенностью сказать, что прогресс не заставит себя ждать.
Приступим?


Игры, которые не требуют никакой подготовки и материалов:

Find the vowels.
Я очень часто играю в эту игру, так как она очень легкая и интересная. Как в нее играть? Я загадываю слово и пишу только согласные. Задача ученика правильно дополнить слово гласными. Можно поменяться ролями и теперь уже ученик загадывает слово, а я должна отгадать.  Это на индивидуальных занятиях. В группе можно разделить учащихся на пары и пусть играют по очереди. Либо можно играть командами – на доске писать слово без гласных и чья команда первая правильно написала слово – те выигрывают.

Backward Writing.
Эта игра мне тоже очень нравится. Честно говоря,  мне нравятся абсолютно все игры, о которых я буду говорить сегодня.

Эта игра, судя по названию, имеет дело с написанием слов задом наперед. Я диктую слово, начиная с конца, ученик пишет слово и затем произносит его. Затем мы меняемся и теперь уже я должна напрягать голову, и писать слова, слыша их написание задом наперед. Очень полезно, кстати говоря, и для преподавателей! Ну и в группе можно разделить учеников на пары или так же, как и в прошлой игре, играть командами. На ваш выбор!

Back Writing.
Название схоже с названием предыдущей игры, но суть совершенно разная. В эту игру очень весело играть: в ней нужно двигаться и что-то делать руками. Для кинестетиков самое то! Какие правила? Всё очень просто: Если мы занимаемся вдвоем, то я подхожу к ученику сзади и пальцем вывожу на его спине слово- по буквам, букву за буквой. Ученик пишет слово. Затем мы меняемся.
В группе играть тоже очень весело:  один из учеников идет к доске и берет в руки маркер. Он стоит спиной к остальной группе. Учитель показывает слово ученикам и те друг за другом подходят к несчастному у доски и пишут пальцем по одной букве загаданное слово. Сколько играла в эту игру – всегда было очень много смеха.

Hangman.
Ну думаю, что это игра известна всем – «висельник». Играть в нее очень просто. Загадывается слово, рисуется количество букв черточками, и ученики пытаются отгадать. Я лично немного поменяла правила.
Индивидуально: Я даю дефиницию слова, объясняю значение своими словами. Задача ученика вспомнить слово. Затем мы рисуем висельника и пытаемся написать его по буквам. Лучше выбирать слова потруднее.
В группе: Один ученик получает карточку со словом и дает объяснение этого слова. Тот, кто первый догадался, идёт к доске и играет в висельника – по количеству букв пытается написать слово по буквам.



Invisible Man.
Эта игра по сути своей похожа на игру «Висельник». Только здесь без насилия – никаких виселиц, веревок и прочего.
На доске рисуется человечек (палка-палка-огуречик).  Если слово длинное, то нужно добавить человечку деталей побольше – лицо, пуговицы. Всего частей тела и всяких деталей должно быть столько же, сколько букв в слове. И играем – даем определение слову, угадываем слово и пытаемся его написать по буквам. Если буква правильная – вытираем одну деталь или часть тела. Если нет – оставляем. Задача  - как можно быстрее стереть человечка, то есть сделать его невидимым.


Игры, которые требуют подготовки и дополнительных материалов:

Алфавитные игры:

Тут у меня много различных вариаций.

Что нужно подготовить: нужно распечатать  2-3 алфавита. 
Я делала это в табличках, чтобы все квадратики с буквами были одинаковые и ровные.  Я просто нарисовала в программе Word таблицу и заполнила ее буквами алфавита. Распечатала в 3 экземплярах и наклеила каждый экземпляр на лист картона. Затем я нарезала все листы на буквы и сложила их в мешочек. Вот и готов реквизит!
Можно также сделать дополнительный лист с бОльшим количеством гласных и часто встречающихся согласных. На всякий случай. 
Знаете, уже прошло почти 3 года, а этот мешочек с буквами се еще служит мне верой и правдой.

Spelling Test.
Это самое простое, что можно сделать с буквами. Можно произносить слова, а ученики должны собирать слово из букв. А можно давать определение слова, и ученики должны угадать слово и правильно сложить его по буквам.



Crosswords and Scrabble.
Мне нравится играть в эту игру, так как она непредсказуемая и никогда н знаешь, какие слова могут всплыть во время игры. Дается слово, ученик складывает его по буквам и затем вверх и вниз от каждой буквы можно достраивать другие слова. И так можно играть очень долго. Я иногда ограничиваю учеников, задавая им тему, из которой можно взять слово. Как только ученик складывает слово, я прошу объяснить его, почему он считает, что это слово принадлежит к заданной тематике.
Сложно объяснить, но вот фото, так думаю понятнее. Тем, кто играл в Scrabble – проще!



Two Minutes To Go
Эта игра очень динамична, так как ученики ограничены во времени -  у них есть всего две минуты, чтобы составить как можно больше слов из мешочка с буквами. Также можно задать тематику слов, чтобы была двойная польза. Или, если мы тренируем определённый звук, то попросить составить как можно больше слов с этим звуком.

Japanese Alphabet.
Эта игра требует подготовки со стороны преподавателя.
Для игры вам потребуется распечатать на листке нижеприведенный «японский» (выдуманный, конечно) алфавит.
Как можно играть:
Подготовленные слова:  дома преподаватель шифрует слова, а на уроке ученик занят расшифровкой.
Без шифрования дома: попросить ученика зашифровать слово прямо на уроке, в это же время шифровать слово для него. Потом я должна отгадать его слово, а он мое. Можно также уточнить тематику слов.
Играть можно в командах или всей группой. Одной команде учеников выдать список слов для шифровки и другой (слова должны быть разные). После того, как они зашифруют слова, команды должны обменяться и разгадать слова. Кто первый, тот и молодец!
Вот алфавит для шифра, который я нашла и немного модифицировала:
A = ka
B = zu
C= ru
D= ji
E = te
F = ku
G = su
H = zo
I = ki
J = me
K = ta
L = rin
M = to
N = mo
O = no
P = shi
Q = ari
R = chi
S = do
T = lu
U = ri
V = mi
W = ke
X = hi
Y =zuk
Z = tin

Wordsearch.
Эта игра также требует подготовки от преподавателя. Я готовлюсь, используя программу Word. Нужно нарисовать таблицу и в ней в различных направлениях написать слова – в каждой клеточке одна буква. Оставшиеся пустые клетки заполнить любыми другими буквами.  Задача ученика найти в таблице слова. Обязательно перед игрой нужно указать количество слов и желательно указать тематику слов. Также можно составить список дефиниций слов в таблице. Так тренируются и слова и правописание.



Scrambled Text
Я также люблю зашифрованные тексты, которые ученики должны разгадывать. Для игры необходимо найти текст, который вам нравится.  В интернете можно найти программу для шифрования текста, когда все буквы перепутаны. Можно поискать в поиске Scrambled Text Generator. Всё что нужно – это скопировать текст в специальное окно и нажать кнопку. Ваш текст с перепутанными буквами готов! Очень просто, минимум подготовки, а удовольствия и пользы – море!

Вариации этой игры:
В группе:
Разделить группу на две команды и выдать им различные тексты. Попросить их зашифровать текст, перепутав все буквы в словах. Потом команды меняются текстами и пишут текст другой команды в нормальном виде. Кто первый успел – тот и молодец.
Можно не путать буквы во всех словах текста, а только там, например, где есть звук, который доставляет сложности. Можно попросить учеников зашифровать именно такие слова. Это сэкономит время и будет четко направлено на одну проблемную зону, что тоже хорошо.
Вариация игры в качестве домашнего задания: 
Можно попросить учеников написать дома историю по выданным картинкам или видео, затем зашифровать ее, перепутав все буквы. Затем на уроке попросить учащихся обменяться историями и расшифровать их. Тут включается и творчество, и письмо, и работа с грамматикой.


Игры со стикерами.

Sticky Notes Spelling
Здесь всё просто – пишем слово по буквам, каждая буква на отдельном стикере и наклеиваем его либо на стол, либо на доску, либо на стену в произвольном порядке. Ученик подходит и меняет положение стикеров так, чтобы написание слова было правильным.

Tricky Letters
Так сложно объяснить, как играть в эту игру…
Преподавателю нужно подобрать несколько слов, у которых будет одна одинаково звучащая часть!

Например,

  1. EXHAUSTED  [SO]
  2. ABSOLUTELY  [SO]
  3. RESOURCES [SO]
  4. SAUSAGES [SO]
  5. INSOMNIA [SO]


В этих словах слышится везде  [so] и есть много вариантов написания. Игра будет интересной.  На стикерах пишем различные варианты  сочетания букв, дающих [so] : XHAU, SOU, SAU, SOU, SO.

На отдельных полосках бумаги пишем крупно слова, но вместо трудного сочетания букв ставим прочерк. Теперь нужно выбрать правильный стикер и прикрепить его к тому слову, к которому он принадлежит.  Здесь очень помогает то, что каждому слово можно найти соответствие. Это не просто метод перебора, а сопоставление. Так как я работаю всегда с айпадом под рукой, на котором в приложениях можно найти хороший словарь, то заодно в этом случае ученик учится работать со словарем. Проверяя сочетания и вводя их в окно поиска, ученик запоминает написание и может затем проверить звучание слова, нажав на специальный значок. Что я очень ценю в этой игре? АВТОНОМНОСТЬ И НЕЗАВИСИМОСТЬ. Я не участвую в игре, ученик все делает самостоятельно. И это огромный плюс.



The Diminishing Word
Это вариация игры The Diminishing Sentence, которую я адаптировала для тренировки написания слов.
  • Нужны будут стикеры и листок бумаги.
  • Из стикеров буква за буквой преподаватель составляет слово – клеим либо на стену, либо на доску. Так чтобы было наглядно.
  • Ученик берет лист бумаги и переписывает это слово, так, как оно есть.
  • Затем он подворачивает листок так, чтобы не было видно написанного слова, например, гармошкой.
  • Преподаватель убирает один стикер из слова, одну букву и ученик снова пишет слово, по памяти вставляя убранную букву. И снова заворачивает листочек.
  • Преподаватель убирает букву за буквой, ученик пишет слово, раз за разом заворачивая бумагу гармошкой.
  • Играем, пока не останется ни одной буквы.

Шаг 1

Шаг 2

Шаг 3

Шаг 4

Шаг 5



Плюсы этой игры:
  • Тренировка написания слова.
  • Тренировка памяти.
  • Многократное прописывание слова.

Также можно играть в эту игру устно. Тогда не нужно брать лист бумаги. Ученик должен будет проговорить слово по буквам после того, как преподаватель уберет одну букву, затем следующую, и следующую, и так до конца.



Я поделилась с вами 12 играми, которыми пользуюсь сама и я надеюсь, что каждый из вас почерпнул для себя что-то новое  интересное из моей статьи.
Игры, различные задания я собираю уже почти 4 года. Это большой труд, но и огромное удовольствие.
Играйте и учитесь! Учитесь, играя!
Играете ли вы на уроках в игры? Какие из этих игр вам понравились больше всего? Буду рада вашим комментариям. Обратная связь для преподавателя очень важна!





Комментариев нет:

Отправить комментарий